Оценка сложившейся действительности

Отдельные народы и человечество в целом в своём историческом развитии достигли  многих успехов в становлении воспитательных традиций и образовательных систем. Роль целенаправленного воспитания и образования подрастающего поколения  в достижении высоких  уровней культуры, науки и социальной жизни трудно переоценить. Сложился исторически осознанный   закон: качество воспитания и образования в настоящем во многом предопределяет качество жизни людей в будущем  - ближайшем и отдалённом. Понимание этого закона привело к тому, что образование молодого поколения стало государственной задачей. Всеобщее образование, часто бесплатное, осуществляемое во многих  странах современного мира, есть не столько добрая воля и проявление искренней заботы правительств этих  стран о нуждах народа, сколько важнейшее условие национальной безопасности  и выживания.

Оно есть также  условие осуществления правительством того или иного государства  своих скрытых замыслов, которые могут вовсе не совпадать с национальными  интересами народа.
Любое  государство ставит перед образовательной системой цели и  задачи,  в соответствии с которыми регламентирует её содержание и осуществляет контроль. Через образование каждое государство проводит свою политику.
Духовность – основа  образования
Заботу государства об  образовании молодого поколения  следует рассматривать в качестве одного из высших социальных завоеваний народа, но порой подчинение образования частным и временным политическим интересам правительства ведёт к утере ценностей, которые изначально  составляют суть образования. Такими ценностями являются: воспитание духовно и нравственно   развитого человека, благородного  и великодушного, свободно мыслящего; воспитание личности, творящей  общее благо и  прогресс  на Земле.
Там, где высшей ценностью провозглашается частная собственность и  капитализм, говорить  о  более   высшей ценности, -  о духовности, об  общем благе, -  трудно. Духовность есть пасынок для капитализма, и надо проявить государственную волю, чтобы сделать его   основой образовательного мира.
Усиление духовного начала в образовании возвеличит среди молодёжи  и общества совесть и нравственность, культуру и сотрудничество, взаимопонимание и добро, любовь и терпимость, веру и  ответственность за свои  мысли и дела, чувство долга и служения. И всё это  против  бытующих сегодня пороков: курение, наркомания, алкоголизм, криминал, суициды, беспризорность, экстремизм, фашизм, национализм , терроризм, разрушение семьи…
Духовное начало вытеснит из образования  педагогический авторитаризм, сделает ненужными  введение так называемых ювенальной юстиции и службы обмундсменов, которые усиливают раскол и недоверие.
Путь обновления образования
Образование в третьем тысячелетии должно изменить своё направление. Внешне оно может  быть разнообразным по формам и альтернативному содержанию ( которые будут меняться  в зависимости от запросов времени и уровня научно-технического прогресса), но  постоянным определяющим началом для всех его сфер должна стать духовность, составляющими которой являются: вера, любовь, красота, сознание, совесть.
Духовность мыслится как высшая ценность общества, как устремлённость к единению во имя общего блага, как источник нравственности, как возбудитель чувства ответственности за свои мысли и дела,  как источник познания.
Духовность есть закон жизни, первейшее условие эволюции, выживания и сохранения жизни на Земле. Духовность наиболее гармонично сочетает в  себе личностное и общее.
Духовное начало образования в сочетании с общественным и государственным устремлением к самообновлению тоже на основе духовности – есть путь процветания и достойного для  человека образа жизни на Земле.
Проблемы
Утверждение принципа духовности в образовании потребует долгих и терпеливых  усилий и со стороны общества, и со стороны государства. На первый план выступают проблемы:
- переориентация учителей, воспитателей, родителей  на духовные ценности;
- переосмысление способа построения содержания образования,  способа  построения  учебной и методической литературы на принципах духовности и нравственности;
- утверждение  в образовании педагогики духовного гуманизма (гуманной, классической педагогики);                                                                                                                     
- налаживание системы управления образованием  на принципах духовного гуманизма;
- воспитание культуры пользования средствами  массовой информации, в первую очередь, - интернетом;
- воспитание нравственной устойчивости в отношении соблазнов внешнего мира;
- защита подрастающего поколения  от дурных привычек  и пороков взрослых (лжи, сквернословия, курения, наркомании и т.д.), от агрессии взрослых, от дурных зрелищ, от дурной музыки, от неразумной и вредной  забавы.
Опыт
В практике отдельных  государств  складывается опыт в пользу будущих возможных реформ образования на основе принципов духовности и гуманной педагогики. Можно в этом смысле назвать следующие направления:  
- введение в образовательной системе Казахстана  (с детского сада по первый  курс вуза включительно) программы «Самопознание», оснащённой комплектами воспитательных и методических материалов для всех образовательных ступеней;
- развитие массового движения учителей и воспитателей по направлению утверждения в практике идей гуманной педагогики, создание международного и республиканских центров гуманной педагогики (Россия, Украина, Латвия, Литва, Эстония…), учреждение практики международных, республиканских, региональных чтений по гуманной педагогике;
- давно действующие школы и другие образовательные учреждения под  руководством церкви…
Эти и подобного  рода  опыты следует умножать, обобщать, распространять...
Экономика толкает нас к обществу потребителей. Извне мы не можем влиять на эту ситуацию. Один из основных показателей в мире, который называется «показателем взрывоопасности общества» - это разрыв между бедными и богатыми. Будущее не за технологиями и не за тем, чем ты владеешь, а за тем, какой ты есть внутри.
Семья – основной воспитатель будущего поколения. Сколько бы мы не говорили, что воспитывают школа, общество и т.д., но на данном этапе истории все социальные институты лишь переделывают ребёнка под свой формат, загоняют в удобные для себя рамки. Свободу духа человек может получить в двух случаях: если он  свободен в творчестве и  свободен  в семье, где человек  может быть самим собой.
К сожалению, эти две свободы заменили свобода потребления и свобода вседозволенности. Если человек не может творить, он ожесточается и уходит во вседозволенность, отсюда идёт взрыв нечеловеческих преступлений.
Мы очень хорошо представляем себе любую пирамиду, на вершине которой стоит олигарх. Но эта пирамида имеет и обратную форму: вначале стоит семья, из неё выходит человек, и с чем он оттуда вышел, то и развивает, восходя к вершине. Не хотелось бы, чтобы  произошло единение человечества перед лицом гибели. Нужно,  чтобы мы пошли не  по пути революции, а по пути эволюции. Ибо революции происходят тогда, когда нет другого выхода.                  Почему мы сейчас говорим именно о понятии духовной семьи, а не просто о семье? Потому что пришло время, когда необходимо  сменить базис создания семьи. У семей был базис выживаемости, базис продолжения рода, сейчас - базис потребительский, но пришла пора его изменить и пойти по пути эволюции.
Нужно создать новую семью на базисе духовности. Тогда только мы сможем строить духовное общество. Основание не может быть подвешенным в воздухе. Нужны духовные принципы, которые будут ступенька за ступенькой поднимать общество.
Именно семья должна решать задачу создания нового базиса.
Цель семьи – воспитать Человека, который будет видеть смысл своей жизни не в том, чтобы купить новый холодильник или новую  машину, а в том, чтобы сделать ещё один шаг на пути духовности, на пути эволюции.
Сейчас, на данном этапе развития человечества, обществом сформирован очень удобный человек-робот с функциями потребления. Происходит  роботизация человека. Таким человеком-роботом очень удобно управлять.
Задачи:
Соответствовать высокому уровню потребления может всё меньшее количество стран. Государство, понимая, что оно всё меньше соответствует такому уровню, должно само переориентировать семьи не на потребление, а на воспитание духовного человека.
Главная цель сохранения самобытности народа – это формирование духовного человека.
Как может государство охранить себя от оттока молодёжи? Государство должно провозгласить ценность семьи. Вернуть идеалы.
Как бы ни была образована женщина, если у неё нет идеалов, если нет чёткого представления об иерархии полов, то образование ей не поможет в создании семьи.
Государство не может дальше существовать без духовной семьи. Соответственно, планета не сможет существовать без духовных государств. Для сохранения жизни на планете нужно формирование духовного общества.
Что должны делать религии  и школа?
Оперирование понятиями духовности. Дать определение духовности. Государственные представители должны ввести понятие духовности в свой обиход. Один из факторов – общая национальная идея, поворот к духовности.
Понятие духовности неразрывно с понятиям культуры. Общая идея человечества – создание духовных семей. Именно это является зерном, на котором объединится человечество, ибо здесь нечего продавать.
Создание духовных семей должно стать общей идеей человечества.
Мы должны  осознать себя Человечеством, ответственным за нашу планету. Когда мы это осознаем, мы начнём делать дело в интересах всех людей Земли.
Идеей Форума должен стать яростный протест против идеи золотого миллиарда. Если эта теория имеет право на жизнь, значит, имеет право на жизнь любое насилие!Не может жить один человек хорошо, два, три, миллиард… Может либо всё человечество в целом, либо никто. Хотим мы этого или нет, но к идее Свобода-Равенство-Братство люди будут приходить раз за разом. Если человечество не станет истинным братством, то оно останется высшим   классом   животных.
Нам надо объединить всю нашу духовность, чтобы сделать генеральную уборку на планете.
Формат секции:  общепринятый формат круглого стола, с ведущими, знающими тему и удерживающими ее в запланированном русле.   Сочетание докладов со свободной дискуссией, подведением промежуточных итогов и согласованием итогового документа.
В качестве докладчиков на секцию выступают:
- Назарбаева Сара Алпысовна - (первая леди  Казахстана, автор и руководитель программы «Самопознание»);
- Амонашвили Шалва Александрович - руководитель Международного Центра гуманной педагогики, академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГПУ, Россия.          Тема: «Смысл духовной культуры в мире образования»
 - Кюфнер Манфред (Германия) – РТС Германия: руководитель отдела образовательных систем, преподаватель, тема доклада: «Значение расширения сознания для духовного воспитания молодежи».
- Ниорадзе Валерия Гивиевна - д.п.н., профессор Московского городского  педагогического университета, академик АПСН, Россия                                             Тема: «Речь как способ духовного совершенствования»
 - Буххайстер Сванхилд (Германия) – РТС Европа: со-Управляющий центрального офиса, тема доклада: «Влияние Религии»
- Мансурова Клара Шарафовна - к.х.н., президент международного общественного движения «Родительская забота». Тема: «Семья и воспитание духовной культуры» ---
- Вайсмюллер Гертрауд (Германия) - РТС Европа: Отдел Культуры: искусство и социальное отражение, тема доклада: «Семья – наименьшая ячейка человеческого содружества».
- Наркявичене Ирина Прохоровна - директор школы им. М.Горького, Литва    Тема: «Воспитание духовного человека в школе»
- Августат Эльмар (Австрия) – магистр (экономика) – РТС Европа: Глава Центральной Организации и Координации, тема доклада: «Молодежь: их самосознание – ожидания и соответствующие структуры».
- Алексеенко Андрей Николаевич - инженер, член Совета  Международного бщественного движения «Родительская забота, Литва. Тема: «Высшее предназначение семьи в воспитании духовного человека».
- Августат Лисбет (Австрия) – магистр (право) – РТС Германия: Вице-президент, тема доклада: «Молодежь и образование в XXI веке».
- Полутина Олена (Украина) - РТС Европа: Второй заместитель президента международного отдела по делам молодежи, тема доклада : «Межкультурная коммуникация и молодежные проекты как одни из основных аспектов современного образования».
- Схвитаридзе Тамара Мариановна - директор детского центра искусств, Грузия.            Тема: «Духовная культура в эстетическом воспитании детей»
- Гроенхаген Эдда (Германия) - РТС Германия: Отдел образования и здороья, тема доклада: «Воспитание на основе этики и законах природы».
- Андарало Ольга Александровна - врач, член Совета Международного общественного движения «Родительская забота», Беларусь. Тема: «О духовной сущности семейно-родовых связей»
- Буххайстер Зигрун (Германия) - РТС Германия: Руководитель международного отдела по делам молодежи, тема доклада: «Особое значение искусства и творческой деятельности в этическом развитии человека».
- Гудков Лариса (Германия) - РТС Европа: ассистент по Восточной Европе в Центральном офисе, тема доклада: «Красота как фактор воспитания духовности».
- Виктора Эстер (Австрия) - РТС Европа: Отдел по делам молодежи, тема доклада: «Этика и духовное развитие».
-Градос-Рамос Маргот (Германия) - Артист, консультант в сфере биологических наук, тема доклада: «Уважение в семье – Мир во всем Мире».
- Черноземова Елена Николаевна - д.п.н., профессор МГПУ, замначальника научного отдела Международного Центра Рерихов, Россия.  Тема: «Приоритет духовной культуры как цель и средство гуманной педагогики».
Среди выступающих представители образования из Латвии, Украины, Эстонии, Грузии, Узбекистана, Молдавии и др. стран.
Предполагается, что дискуссия на секции развернётся в рамках данной концепции, которая до начала Духовного Форума может быть обсуждена, отредактирована и дополнена.