Совместный доклад Ю.А.Агешина и И.С.Дарневой

НОВАЯ ЭПОХА – НАРОЖДАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Совместный доклад Ю.А.Агешина и И.С.ДарневойИстекают сроки «железного занавеса» в уме человеческом относительно оценки исторической судьбы старого мира. За всей вызывающе блестящей витринной мишурой, демонстрирующей жизнеспособность современной цивилизации, все явственнее на ее изношенном теле проступают черты увядания. Всем нам предстоит сживаться с мыслью, что мир старый распадается и уходит, неизбежно и неотвратимо. А ему на смену идет Мир Новый! Контуры этого Мира еще не вполне ясны в туманной дымке будущего. Но сегодня они начинают обретать все более реальные и зримые очертания.
Мир действительно подходит к рубежу, за которым открывается новая страница человеческой истории. Процесс эволюционных сдвигов, происходящих под действием разнородных факторов, в основном затрагивающих сферу человеческой жизнедеятельности, обусловлен поэтапным видоизменением облика планеты, а также самого человека. Фактор перехода человеческого общества из одной формы бытия в другую определяет качественно новый уровень жизни, смену парадигм в понимании происходящего, что раскрывает совершенно иной горизонт существования.

Стремительная перемена  информационной среды, ускорение биологических процессов и разрушение жизненных стереотипов старой цивилизации подводят мировое сообщество к необходимости осознания формирования Нового мирового порядка и создания универсальных институтов, способных выражать и отстаивать коллективные интересы всего человечества. Утверждение Нового мирового порядка сопряжено с деятельностью, развернутой в формате Духовной Культуры и является главной целью консолидации всех прогрессивных сил и общественных групп.

Совместный доклад Ю.А.Агешина и И.С.ДарневойВсемирный Форум Духовной Культуры, прошедший в октябре 2010 года в столице Казахстана Астане  положил начало процессу сознательного перехода человечества в Новую Эпоху. Форум стал реальным воплощением глубинной общественной потребности вернуться к  первородным духовно-нравственным истокам организации жизни на Земле, возвратить человечество на эволюционный путь развития. Принятая на этом Форуме Декларация «К Новому Миру через Духовную Культуру» четко определила постулаты Духовной Культуры, на основе которых будет развертываться процесс преображения современного человечества.
Мир стоит на пороге преобразований, его переход с антропоцентризма на более совершенную модель бытия неизбежен, и осуществляться он должен не путем насильственной ломки существующего уклада жизни и внедрения новых ее начал. Не приемлем и способ жестко предъявленных требований к человечеству. Единственно правильный эволюционный путь – разумный подход к проблемам бездуховной современности. Их причинностью является система мировоззренческих позиций человечества, базирующаяся на идее развития мира путем столкновения противоречий и опыта борьбы противоположностей. Старый мир исключал созидательный принцип единства жизни, что привело к упадку и деструкции.
I
Сегодня еще не вполне ясно, как будет выстраиваться стратегия такого восхождения. Очевидно лишь то, что главным инструментом преображения человеческого сознания предназначено быть Духовной Культуре,  выражающей всю мощь добра и созидания. В мире нет иной силы, вмещающей широту действия, чем сила духовного слияния. Духовная Культура – самое важное и лучшее, что есть у современного человечества. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому, единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение божественного света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура  направляет человечество к лучшей жизни. Её составляют критерии высокой развитости, гармонично сочетающие в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то Духовная Культура – жизнь по законам Света. Только следование её ритму открывает глаза на постижение и пути достижения бессмертия духа, намечает ступени улучшения будущего: освобождение, восхождение и спасение человечества.
Духовная Культура - единственный мост в будущее! Только Духовная Культура, развивающая человеческое сознание, способна создать условия для жизни в Новом Мире. Именно она является  целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических ценностей и смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития - процессу Всечеловеческой Гуманизации, Культурного одухотворения мира. Привнесение Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное!
Долгие века духовность принято было считать понятием религиозного толка, относящимся к определенным культам и вероучениям. Но духовные качества человека, нации, общественной группы, страны выражаются в повседневной жизни, в ее естественных условиях, не ограниченных только лишь религиозным восприятием мира. Эти качества определяют состояние будущего, формируют наше настоящее, а также общую картину жизни на планете.
II
Наступление Новой эпохи не должно нести никаких социальных потрясений и переворотов. Она не отнимает никаких достижений прежней эпохи и не колеблет основ материалистического мира, но она прибавляет ко всем основам прежней жизни нечто от духа, она подводит под них более прочный и незыблемый фундамент. Новая эпоха обязывает человечество быть строителями гармонии жизни, совмещая материальное с духовным, и в этом состоит ее новизна и великое преимущество. Чтобы понять и принять эту новизну, требуется сдвиг в человеческом сознании, а вот это достигается труднее всего.
Как подойти к сознанию людей, чтобы они встретили новые идеи сочувственно, в какой форме предложить им то новое, которое неизбежно идет само, чтобы оно было для них приемлемо? Где найти те слова, чтобы убедить, что спасение впереди, в устремлении к новому и гибель в неподвижности и в закостенелости в старом? Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно не может. Нужны новые подходы, глубокие знания, неординарные направления мысли. Отсюда вывод: грядет Век духовного просвещения,  строителями которого, видимо, призваны стать носители и творцы Духовной Культуры, все те миллионы духовных подвижников, самоотверженных тружеников Культуры, которые в своем повседневном, будничном труде утверждают ее высокие идеалы и истинные ценности. Это прежде всего ученые, писатели, деятели искусств, религиозные деятели, педагоги, врачи, журналисты, общественные, политические деятели гуманистической направленности, работники информационной сферы, другие носители духовного света, в полной мере осознавшие неотложность диктуемых эволюцией преобразований и необходимость своего личного участия в великом просветительном труде. Предстоит налаживать духовно-просветительную работу, поднимать ее уровень, доводить до должного состояния.  Смысл этой работы, конечно же, не в том, чтобы сломать чью-то философию, а утвердить ее, реформируя догмы и изжившие давно сами себя ритуалы, основанные на формулярах старого мира.
Одна из ключевых задач духовного просвещения – осознание неизбежности и неотвратимости наступления Нового мира. Сопротивление новому может вызвать нежелательный ответ со стороны сил природы, подчиняющейся законам эволюции. Потому чрезвычайно трудна и ответственна роль духовного просвещения. В переходное время необходимо убедительно довести до  людей то, что по условиям сегодняшнего дня, наиболее необходимо, а именно: только Духовная Культура, развивающая человеческое сознание, способна создать условия для жизни в Новом Мире.
III
Сейчас, когда наметился переход в другую фазу развития, самая критическая проблема современности, остро стоящая на повестке дня, - курс развития цивилизации.
Нарождающая реальность настоятельно требует от человечества пересмотра многих жизненных констант и неотложных конкретных практических действий по предотвращению надвигающихся угроз. Человечеству предстоит понять, что дальше так продолжаться не может, что разъединенные народы в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию, прежде всего своей выгоды, своих эгоистических, несгармонизированных с Общим благом интересов, неотвратимо ведут мир к гибели.
Конечно, мировое сообщество в лице официальных органов демонстрирует определенную озабоченность ситуацией в мире. Однако становится очевидной их полная неспособность адекватно и своевременно отвечать на грозные вызовы времени.
Но мир не может пассивно ждать, когда власть имущие дозреют до понимания неотложности необходимых действий. Для того чтобы человечество в полной мере осознало катастрофичность сложившейся ситуации и приступило к созданию планетарного мобилизационного проекта, возвращающего развитие человеческой цивилизации в естественное русло космической эволюции, ему необходимо придавать мощные импульсы, способные выводить его из состояния благодушия и оцепенения.
Придавать такие импульсы нашей цивилизации призвана  духовно-творческая элита человечества. Речь идет о признанных в мире деятелях науки, культуры, искусства, представителях ведущих мировых конфессий, общественных, политических деятелях гуманистического направления, всех авторитетных, мыслящих людях доброй воли, понимающих абсолютную неотложность всемирных согласованных действий. Только коллективное мнение представителей и творцов Духовной Культуры, воплощенное в соответствующих обоснованных, документах, может вразумить погрязших в потребительстве людей встать на спасительный путь духовного очищения и обновления.
В целях сплочения духовной элиты человечества, объединения разрозненных усилий отдельных отрядов Духовной Культуры в единую общность и был учрежден Всемирный Форум Духовной Культуры – качественно новый, постоянно действующий  орган мирового сообщества, призванный утверждать примат Духовной  Культуры над всеми другими планетарно-историческими формами бытия и ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, идеалы веры в торжество сил разума и света. Начал жизнь своего рода Всемирный Интернационал Культуры, способный в перспективе стать духовным центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм жизни, стать инструментом более эффективного влияния Духовной Культуры  на исторические судьбы человечества. Создается Исполнительный комитет Всемирного Форума Духовной Культуры, куда уже влилась на основе собственного выбора, добровольно большая группа участников Всемирного Форума. Очень важно, чтобы инициатива Астаны получила реальную, действенную поддержку на всех континентах. Сейчас, когда на основе предложений участников Всемирного Форума Духовной Культуры формируется программа деятельности Форума и его исполкома, необходимо создать систему устойчивого сотрудничества с применением всех современных средств связи, мыслящих людей Земли с духовным центром Планеты, начинающим формироваться в Астане.
Всемирный Форум Духовной Культуры выполнил свою основную задачу. Он провозгласил новый преобразовательный вектор цивилизационного развития.  В основание нового преобразовательного вектора, идущего на смену идеалам и ценностям потребительской цивилизации, должна быть положена именно Духовная Культура!
IV
Конечно, переход человечества в Новую Эпоху не произойдет с сегодня на завтра. Этот крайне сложный, противоречивый процесс растянется не десятилетия, а, возможно, и на столетия, и вряд ли будет равномерным. Очевидно и то, что такой переход не будет однообразным, а будет расцвечен самыми разными красками и несомненно будет развёртываться в самых многообразных формах.
Однако во всем многообразии и многоцветии этого многоуровневого процесса основную направленность диктуемых жизнью преобразований будут задавать определенные, единые для всех основополагающие начала и принципы. Эти общечеловеческие начала в различных конкретно-исторических условиях также будут проявляться по-разному. Но именно они в конечном итоге будут составлять главное содержание развертывающихся процессов.
Сегодня, конечно, трудно во всех деталях моделировать переход в Новую Эпоху, но некоторые основные направления этого процесса представляются достаточно очевидными.
1. Прежде всего необходимы реальные шаги по  объединению всех здоровых сил общества и подчинению их действию мысли о Новом построении.
Новое построение – пока довольно «размытая», лишь контурно проступающая в дымке будущего,  далеко не до конца понятая новелла Нового времени. Это своего рода каркас, призванный стать основой Нового Мира, который человечеству, но прежде всего России,  предстоит создавать. Следовательно, Новое построение следует воспринимать как задачу, которую призвано решить человечество, если оно намерено продолжить восхождение по эволюционной, а не инволюционной траектории. Задача, несомненно, трудная, но совершенно неотложная, ибо только через ее решение будет открываться дорога в будущее. В первом приближении эта задача видится как обновляющаяся модель организации жизни государства и общества, в которой весь позитивный цивилизационный опыт должен быть органично синтезирован с осознанными потребностями совершенствования всех организационных структур, делающими эти структуры  способными чутко рефлексировать на вызовы Нового времени и находить решения, соответствующие переживаемому этапу развития.
В новом построении будет много новых элементов. Но, несомненно, ключевое значение приобретет этический фактор как уравновешивающее начало. Все человеческие побуждения должны быть очищены от иррационального, наносного, искусственно усложненного, эгоистичного. Что же касается рациональных побуждений, то и они также должны быть более разумно организованы. В отношении их должны быть соблюдены все пропорции в силах и активности.
Из сокровенных источников известно, что грядет период активности человечества в этическом преобразовании жизни. Как следует понимать этот период? Какие духовно-творческие задачи предстоит решать в это время? Каковы движущие силы диктуемых жизнью преобразований? Как будет развиваться  процесс этического преобразования жизни – сверху или снизу? Кто возглавит этот процесс? Возникает и множество других вопросов, на которые должна дать ответ программа Духовного просвещения.
2. Этическое преобразование жизни предполагает очищение иерархии нравственных ценностей от деформаций и наслоений потребительской цивилизации. В основе обновлений иерархии нравственных ценностей нового построения должна лежать справедливость. Никто не отрицает, что свобода, демократия, права человека, являются величайшими достояниями человеческой цивилизации. Тем не менее они не могут быть положены в основание нового построения. Первична должна быть именно справедливость! Именно она одна способна оплодотворить перечисленные выше институты естественным этическим содержанием, на что прямо указывал еще великий Платон «не ставь ничего впереди справедливости» .
Не следует страшиться справедливости, пугать ею обывателей, связывая ее утверждение с различными революционными потрясениями. На новом витке развития справедливость будет восстанавливаться другими способами. Фундаментальной основой предстоящего преображения мира (в том числе и восстановления справедливости) должен стать не всесокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а, прежде всего всепроникающая, высокоразвитая созидающая культурность и духовность всего человечества.
3. В новом построении, на передний план выходит осознание и наполнение более реальным содержанием принципа иерархии. Этот принцип до сих пор не понят и не принят человечеством во всем многообразии его возможностей и воспринимается крайне ограниченно и деформированно, в основном как инструмент силовых методов власти и подавления. Предстоит раскрыть огромный созидательный потенциал этого принципа, способного вобрать в себя все позитивные организационные накопления человечества. Иерархия – это священная власть бескорыстия. Только она может утверждать законы и объединять все великие назначения. Строится Иерархия на принципе почитания ступени знания, в этом основа развития. Иерарх не назначается, а выявляется признанием степени его знания и его вклада в общее дело. Сегодня этот принцип должен развертываться преимущественно не в силовом направлении, а на способности мыслить творчески активно и использовании прогрессивных способов взаимодействия и сотрудничества.
Именно принцип иерархичности позволит активнее преодолевать примитивное состояние многих явлений, спровоцированных недозрелыми мыслями человечества и безнравственным поведением в большинстве случаев, затрагивающих масштабность действия.
Принцип иерархичности органично сочетается с активным утверждением этической стороны. Такое сочетание позволяет исключать возникновение авторитарного господства и диктата самовластия, парализующих рациональное действие по созданию новых условий существования. «Вживление» этических начал в ткань общества, конечно же, должно осуществляться инструментарием культуры.
4. Во всей совокупности многообразных направлений, характеризующих социально-экономическое и общественно-политическое развитие современных государств начинает проступать глубинная тенденция, суть которой в социализации гражданского общества как процессе объединения народа на принципах построения общего блага и утверждения высших ценностей жизни вытекающих из Духовной Культуры. Конечно, эта тенденция еще только-только «проклевывается». Она еще далеко не ясно выраженная, она проявляется очень неоднозначно и неравномерно. Однако становится все более очевидным - это веление надвигающейся Новой Эпохи, непреложность открывающихся нам законов космической эволюции. Именно эта обновленная,  по сути своей социалистическая идея  в ближайшей перспективе будет являться пульсирующим нервом всемирной истории. Именно к справедливому социальному порядку  ведет многовековая борьба народов за прогресс свободы, равноправия, справедливости. И сегодня поиск постсоциалистического продолжения без разрушения идеалов и ценностей уже «нащупанных» на путях социалистического строительства, пожалуй, станет основным вектором исторического движения, способным определить контуры будущего. То, что социалистическая идея не умерла, а восстанавливает свой созидательный потенциал, внеся поправки на  приобретенный опыт и принимая обновленный вид, подтверждается и практикой многих развитых государств (Швеция, Норвегия, Германия, США и др.), развитие которых (зачастую помимо воли правящей элиты) постепенно выворачивается на социалистические рельсы. Конечно, истинный смысл даже наиболее совершенных модернизированных моделей капитализма (к примеру «шведский социализм» и т.п.) сводится к тому, что развитый и богатый капитализм платит своеобразную дань социалистической идее путем ущемления собственников, пытаясь именно таким способом упрочить свой строй, не доводя дело до настоящего социализма. Причем, чем умнее правящая элита, тем большую дань она платит за сохранение стабильности, устойчивости, порядка. Однако социалистические «вкрапления» не могут не развиваться, как бы изнутри, постепенно преобразуя сами основы капиталистической организации труда.
Пока этот процесс в большей степени стихийный. Своеобразие  переживаемого момента как раз и заключается в том, что из стихийного, он должен постепенно преобразовываться в созидательный процесс. Как привитое дерево дает качественно другие плоды, так и общество, которому будут привиты ценности Духовной Культуры, начнет иначе плодоносить, восстанавливать справедливость, подлинное равноправие, растворяя социальный эгоизм в утверждении  общего блага.
Конечно, предстоящее «возвращение» к обновленным социалистическим идеям не предполагает механического копирования прошлого, которое ушло безвозвратно. Процесс социолизации гражданского общества по пути трансформации его в справедливый социум должен в полной мере учитывать ошибки прошлого. Сегодня, к примеру, очевидно, что нежизнеспособен лозунг всеобщего равенства, поскольку исторический опыт подтвердил, что этот лозунг неосуществим. Многое возможно в рамках справедливой социализации: смягчение, а в перспективе и устранение кастовых, расовых, национальных, конфессиональных, классовых различий. Социальные же различия хоть и корректируются государством, но сохраняются в любом обществе, прежде всего, как базовые уровни жизни: бедные, богатые, средний уровень. Но при всем при этом совершенно реален справедливый социальный порядок, который утверждает равноправные возможности управления государством и обществом, равнозначную ответственность перед установленными законами. Это великое благо, к  которому надо стремиться. Именно такой порядок и призван стать практической живой этикой общего бытия, идеей, выражающей единство общества.
Новый этап восхождения предполагает взять все хорошее, что было при социализме и прежде всего духовно-нравственную преемственность в формировании уклада жизни народа, этическом ее преображении,  в реализации принципов гуманизма, справедливости, равноправия в социалистическом их наполнении,  гармонизации индивидуальных интересов с интересами Общего блага, с учетом, конечно, особенностей нового витка развития. Поэтому очень важно, моделируя свое будущее не забывать о тех высоких духовных смыслах, огромном созидательном потенциале, практической целесообразности важнейших организационных накоплений и практического опыта, который был накоплен в советский период освоения неведомых истории путей. Не опираясь на этот опыт отрицая его мы тем самым надолго перекроим себе дорогу в будущее, которое  может осуществляться только на духовно-нравственных накоплениях прошлого. Это тот бесценный строительный материал, не использовать который – безумное расточительство.
5. Важной глубинной тенденцией должны стать преобразования в политике. Суть преобразований в том, чтобы политика на практике начала поворот к Духовной Культуре. Сегодня становится все более очевидным, что экономические, социальные, межнациональные отношения, не опирающиеся на Духовную Культуру, не учитывающие основополагающих начал и постулатов рождает недоверие, недопонимание, а иногда и противоборство, ведет к непредсказуемым результатам, зачастую прямо противоположным задуманному. Только Духовная Культура, положенная в основание Политики, может сделать Политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Равно и культура без конкретного сотрудничества с политикой есть изоляция и потому обречена на бессилие. Жизнь со всей очевидностью показывает, что политика без культуры имеет разрушительные тенденции, из средства сотрудничества людей превращается в борьбу за власть, за ее перераспределение. Где отсутствует нравственность в политике, расцветают и политизированность, и аполитичность, одинаково затемняющие сознание, одинаково бесплодные и антигуманные.
Поэтому ключ к решению проблемы будущего человечества – в синтезе культуры и политики, этики и управления, нравственности и власти. Новое время требует очищения политики от всех наслоений и деформаций и возвращения к ее духовно-нравственным основам. Политика – это правое действие, организующее разумное бытие, в отличие от бытия вообще, действие особого качества, управляющего всеми явлениями жизни, способного строить справедливые отношения в мире и регулировать взаимосвязь отдельных сфер деятельности человечества. Политика в новом тысячелетии может быть определена и как государственная этика, освещающая все действия, касающиеся внешней и внутренней сторон управления государством. Полагая культуру в основание политики государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Обновленное современное понимание политики требует от политиков соблюдения нравственного закона и естественной порядочности. Только порядочные люди могут установить порядок в семье, в селении, городе и государстве.
6. В ряде  регионов мира продолжает набирать силу синдром национальной обособленности. Несмотря на немалую свою привлекательность эта тенденция с позиций Духовной Культуры  – антиэволюционна. Она продолжает размывание, разрушение фундамента непоколебимости общности, складывавшейся в ряде государств столетиями. Прежде всего это касается России. Веками в российском народе формировалось то великое качество вмещения всего огромного многообразия человечества. Никакие другие народы не способны принять это качество, руководствоваться им в повседневной жизни.
Поэтому крайне важно понять и принять, что судьба России, если хотите, ее крест, – наднациональная политика смешения родов и наций. Российским народом пройден немалый путь по формированию особой общности. Ему предстоит и дальше подниматься сознанием к построению Братства. Надо только твердо верить в свое предназначение, не ослаблять эту линию, не унижать и не оскорблять ее сомнениями и недоверием. Народ, принявший чашу Нового опыта, должен всеми силами стремиться упрочивать и закаливать достигнутые накопления, наполнять эту чашу новыми достижениями, реализуя идею – призыв к братству и единению.
В равней степени эта проблема касается и других многонациональных государств, в том числе, конечно, и многонационального Казахстана. Причины к проявлению национальной обособленности – самые разные. В каждом конкретном случае их набор уникален. К примеру, в России самая актуальная проблема сегодня «русский вопрос», суть которой в том, что русские не чувствуют себя хозяевами в своей стране. Эта проблема  присутствует не на пустом месте. Она активизируется реальными факторами жизни страны, существующими несовершенствами проводимой социально-экономической политики. Очень важно чутко следить за состоянием и качеством  межнациональных отношений и, по возможности, оперативно устранять факторы, разрушающие фундамент межнациональной общности народов России.
***
Конечно, есть и другие ростки, робко пробивающиеся сквозь асфальт потребительской цивилизации. Всех их объединяет глубинная генетическая связь с Духовной Культурой. Именно инструментарием духовной Культуры будет происходить исцеление человечества. Поэтому озабоченному человечеству как воздух необходим мобилизационный проект «К Новому Миру через Духовную Культуру». Именно он позволит вовлечь все многообразие человеческого существования к неизменному курсу в этическом преобразовании всех внутренних и внешних сношений человечества, а также к освоению новых качеств Мира – добропорядочности, доброучастия в процессах космической эволюции.
Ю.А.Агешин,  исполнительный директор Исследовательского  центра частного права  при Президенте Российской Федерации, Координатор Общественного движения «Новая Страна»
И.С.Дарнева, член Президиума Международной ассоциации  «Мир через Культуру» и Общественного движения «Новая Страна»