Статья Рамазана Абдулатипова, председателя ОО «Ассамблея народов России»

«Духовная культура: Идеалы и практика бытия»
Рамазан АБДУЛАТИПОВ,
председатель ОО «Ассамблея народов России», депутат гос.думы РФ (из доклада на Всемирном форуме духовной культуры, г.Астана, 2011 г.)
Казахи – творцы великих философских и культурно-нравственных традиций. Кочевники Казахстана еще в VI-VII вв. до н.э. имели свои государственные структуры и культуру, материальную и духовную, искусство и мифологию.
В основе философии аль-Фараби – древнегреческое наследие, философские и культурные традиции многих народов, в т.ч. и исламской духовности.
Учение аль-Фараби – это богатейший источник осмысления духовно-нравственного потенциала прошлого казахов и многих других народов: он может и должен быть использован для возрождения многих образцов духовно-нравственной культуры, воспитания и просвещения людей, формирования ценностных основ исторической памяти народов. Стратегического значения национальный проект «Культурное наследие», инициированный Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, позволяет возродить и обеспечить преемственность духовно-нравственных, гуманистических ресурсов страны, региона. На основе фарабиеведения возникла и возможность издания фундаментального труда «Философское наследие казахского народа с древнейших времен и до наших дней» в 20-ти томах.

Поэзия «жырау» – это достижение казахской литературы XV-XIX вв. Казтуган Суюншиулы (20-е годы XV в.), будучи военоначальником, воспевал подвиги своих сородичей и выступал за объединение степных племен. Поэзия Доспанбета – поэзия воина и патриота (конец XV – начало XVI вв.); философская поэзия Жырау Тиленшиулы (XV – XVI вв.) построена на духовных идеалах красоты, добра и солидарности, полна сложных художественных образов.
Самобытность духовной культуры казахов и культурное многообразие и сотворчество народов региона – основная идея этих исследований. И на этой основе в рамках Всемирного Форума Духовной Культуры важна база для диалога культур и традиций, в т.ч. в русле философской веры мыслителей современности и прошлого. Это можно сделать совместно с университетом имени аль-Фараби и журналом «Аль-Фараби». Как говорит Ахмет Байтурсынов: «Сегодня – это дитя вчерашнего и отец завтрашнему дню». Это означает, что без опоры на духовно-нравственный, философский потенциал прошлого наших народов мы не сможем построить благополучное духовное настоящее и формировать будущее человечества как культурно-нравственную, духовную общность. Аль-Фараби называли «Вторым учителем» после Аристотеля. Его трактаты «О достижении счастья», «Об искусстве поэзии» и другие имеют мировое значение.
С именем Абая связано философское обоснование необходимости гуманизации общественных отношений. Он призвал людей к разумной жизни. Нравственная философия Абая была направлена на освобождение простого казаха от моральных пороков, привитие ему стремления к знаниям и культуре. Любовь к человеку и природе – основа философии Абая. Он боролся с господствующим меньшинством. Абай переводит тех русских поэтов, писателей, которые ему духовно близки: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Салтыкова-Щедрина. Главная мысль философии Абая: человек должен стать человеком, чтобы обрести смысл жизни. И первым достоинством философа Абай считал мудрость. Призывал казахов овладеть ремеслами, говорил о дружбе с другими народами.
Близка Абаю и философия Чокана Валиханова – исследователя эпоса «Манас». Он был известным художником и ученым, другом Ф.М. Достоевского. Его мысли о зависимости духовного формирования человека от среды актуальны и сегодня. Он требовал учесть национальную самобытность казахов при проведении общероссийских реформ, ибо во многом отличаются обычаи и уклады жизни русских и казахов.
Духовная культура, духовность и культура – это не только способность видеть звезды на небе, но и чувствовать камни под ногами. В развитии духовной культуры человека и человечества взаимодействуют процессы самобытности, заимствованные не только как подражание, но и как сотворчество, процесс культурной диффузии, стихийное распространение многих культур и традиций. Глобальный процесс восхождения человека к вершинам цивилизации есть не только социальный, но и духовный процесс. Культурная и социальная динамика не всегда идут равномерно. Культура – консервативный элемент общественного процесса, но без нее невозможно развитие социумов, обустройство жизни людей. Вот почему и нужна специальная культурная политика общества и государства как система мер, направленных на сохранение, преемственность, преумножение культурного наследия народов, страны, как способ утверждения свободы и достоинства человека. Это тоже предмет интересный и важный для обсуждения на Всемирном Форуме Духовной Культуры. Ибо в нынешних условиях глобального мира важно объединить глобальные усилия творцов культуры, чтобы сохранить универсальный образ мировой Духовной культуры, интегрируя и сближая разные культурные традиции на общих для всего человечества основаниях, на общих духовных идеалах. Духовная культура – это опыт социального бытия человека, народов, опыт их самобытного творчества и сотворчества. И задача современников обеспечивать преемственность этого опыта, быть примерными сыновьями прошлого и заботливыми отцами будущего. Всемирный Форум Духовной Культуры в Астане дает нам шанс для исполнения этой миссии. Шанс мудрости, в которой, как в лучах солнца над Астаной, вечное тепло и вечный свет идеалов Духовной культуры и Любви, вечная борьба за Свободу и Достоинство человека, а значит за Духовную культуру.