ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
Духовная сущность человека проявляется через культуру, мораль, веру, искусство и человеческие отношения. Духовность — это то, что отличает человека от остального живого мира. При снижении уровня духовности человек перегружается эгоизмом, невежеством, потребительством, агрессивностью, насилием и развратом. Эти качества, которые противоречат традиционной народной и религиозной духовности, культуре и морали. Любые прогрессивные преобразования в обществе, в человеке, в человеческих, этнокультурных и конфессиональных отношениях будут гармоничны и созидательны, если они зиждутся на основаниях идеалов духовной культуры: истине, добре, красоте любви, свободе и достоинстве человека. А деструктивные, разрушительные тенденции развития всех сфер жизнедеятельности человека исходят невежества, лжи, зла, ненависти и угнетения. И главная задача этнокультуры и конфессиональной культуры – это сбережение человека и обустройство человеческих отношений, защите их от невежества, деградации и разрушения. Конфликтогенность межэтнических и межконфессиональных отношений, прежде всего, обусловлено деградацией духовных идеалов человека, нации, веры. Возникает конфликт между культурой и невежеством что возрастает в условиях духовного кризиса, роста турбулентности общества и политики. Человек, народ, вера, культура, мораль в условиях глобализации отрывается от своих традиционных корней и становятся все более уязвимыми перед угрозами и вызовами времен.
Человечество в ходе своего исторического развития, в борьбе между истиной и ложью, добром и злом выработало для своей защиты, сохранения и развития духовные подпорки, страховки, рычаги в виде культуры, морали, веры, которые формирует определенные традиции и нормы, обеспечивающие мобильность и выживаемость человека и общества. Прежде всего, происходит это за счет раскрытия в человеке творческих, одухотворенных, созидательных идей и качеств, обеспечивающие солидарность, доброжелательность и перспективность человеческих отношений. Духовные идеалы и формируемая на их основе культурная и нравственная практика придают формат уважения, взаимопонимания добра и любви людей, их общностей на базе общих духовных идеалов и ценностей культуры. Утверждение истины и добра, преодоление лжи и зла — это объективный процесс, который сопровождает человеческие, межэтнические и межконфессиональные контакты исторически. И главное – это не качество этносов и конфессий, а качество, прежде всего, духовного содержания и ориентированности их деятельности, которые накапливаются в традиционной культуре, в системе ценностных ориентаций и мировоззрения людей и их общностей определяя характер человека, этнических и конфессиональных общностей и в целом создавая, культурно-нравственные устои общества. Духовность, культура, мораль исторически благотворно влияют на качество человека, этноса и конфессий. Ослабление этих качеств, культурно-нравственных устоев разрушают человека, общество и даже государства.
Вместе с тем, в целом, при всём критическом отношение к состоянию качества человека, этноса, конфессий исторически идёт совершенствование их природы и поведения. Духовность, интеллект, культура, этика, мудрость человеческого опыта формируют объективные социокультурные технологии совершенствования человека и общества. Это объективный процесс изменения социокультурного мира человека и человеческих отношений как результат эволюционной динамики развития человека, совершенствования его духовной, интеллектуальной культуры и практики отношений.
Духовность, культура, мораль – это не только идеалы и ценности сознания и деятельности людей, но и практика, направленная на преобразование, совершенствование человека, природы и общества. Духовная культура— это истина, добро и любовь, а невежество – это ложь, зло, ненависть. Отсюда и две модели развития человека и человеческой цивилизации. С одной стороны – это процесс совершенствования человека и человеческой деятельности, а с другой, это деструктивность и деградация сознания и разрушительная практика с трагедиями и бедами. Культурно-нравственный потенциал духовности тесно связан с интеллектом человека и воспроизводится через образование, науку и воспитание, воспроизводя знания, открытия, нормы практики, которые должны быть направлены на благо и совершенствование человека. Отсюда духовно-нравственные идеалы и ориентиры, которые определяют развитие образования, науки и воспитания. Целью образования является не только приобщение к благородным целям получения и воспроизводства знаний, но и воспитание в человеке совести, добра, любви, дружбы ко всем людям, независимо от их этнической и конфессиональный принадлежности. Образование, культура, наука, воспитание должны ориентировать человека на благородное поведение и достойные цели служения людям, своим близким, своей стране. Отсюда и приоритетные цели создания в каждой стране учебных, научных, просветительских, духовных центров, центров диалога культур, цивилизации, этносов и конфессий. Духовные традиции и опыт народа в развитии межкультурных и межконфессиональных отношений должны быть в центре дошкольного, школьного и вузовского образования. Недопустимо нынешнее состояние, когда выпускники не только школ, но и многих вузов далеки от духовных идеалов и культурно-нравственных знаний, традиций и опыта межкультурного и межконфессионального взаимодействия. И впоследствии не овладев интеллектуальными стандартами, соответствующей межличностной, межнациональной, межрелигиозной и политической культурой, выпускник вуза становится чиновником и политическим деятелем на разных уровнях внося раздоры, конфликты и разрушения. Мир вокруг все больше становится плохим универсальным, значит, и человек сегодня должен получать универсальные знания и духовно-нравственные формирования на уровне мировых стандартов. Отсюда и актуальность существенного повышения качества гуманитарной, культурологической, этической и эстетической подготовки кадров, чтобы они были адаптированы к народной культуре и становились ее подвижниками.