Глава государства побеседовал с первостроителями и поздравил их с 20-летним юбилеем столицы.

06.07.2018

ВСЕ МЫ ДРАГОЦЕННЫ: Принятие наших культурных отличий

Mary Pat Fisher | Международная конференция «Духовное возрождение – путь процветания и согласия», г. Астана, 17-18 октября 2017 года

В основанной недавно Ассамблее народов Евразии мы начали работу над проектом, в котором люди из всех стран Евразии делятся короткими видеофильмами духовного, гуманистического и вдохновляющего содержания, помогающими нам увидеть друг в друге братьев и сестер. Мы считаем это добрым начинанием. Но с самого начала мы сталкиваемся с одной большой проблемой – культурные различия, которые трудно принять зрителям из других культур.

Нам прислали видео из Южной Азии, в котором мужчина омывает стопы своей пожилой матери, сидящей на плетеной кровати. Затем, к некоторому удивлению, он выпивает воду, в которой мыл ее стопы, и моет этой водой свое лицо и руки. Затем они с матерью с большой любовью обнимают друг друга. Для зрителей из Южной Азии это трогательное зрелище. Член нашей Ассамблеи Лиз Аугустат из Германии была так тронута, что сразу позвонила своей матери, чтобы спросить о ее здоровье. У Лиз доброе сердце и широкие взгляды на интернациональные вопросы. Но когда она показала это видео другим людям в Германии, многие нашли его странным, а у некоторых оно даже вызвало отвращение. 

С другой стороны, если бы мы показали видео с раздетыми европейцами или русскими на пляжах в Гоа в Индии, многие люди традиционных взглядов из Южной Индии нашли бы это очень оскорбительным, потому что в их культурах принято одеваться очень скромно. Если люди не могут терпеть такие различия, как они смогут узнать в других братьев и сестер своей общей человеческой семьи?

Одно из решений этой проблемы – узнавать больше о других культурах, чтобы относиться с бо́льшим пониманием к нашим внешним различиям. Поэтому я написала короткое вступительное слово к видео об омовении стоп: «Омовение стоп – это традиционный способ выражения любви, уважения и заботы о старших в Южной Азии. На этом видео сын делает даже больше, выражая свое почтение к матери». Лиз думает, что, возможно, ее соотечественники отнесутся намного более толерантно к содержанию видео, прочитав это краткое описание.

Таким же образом, возможно, мы могли бы объяснить консервативным жителям Южной Азии, что у людей из холодных и пасмурных стран есть сильная тяга к солнцу – настолько сильная, что они стремятся подставить солнечным лучам все свое тело, когда у них появляется такая возможность. В Гобинд Садане – межконфессиональной общине в Индии, где я живу, некоторые гости из холодных стран хотят принимать солнечные ванны в саду в короткой одежде. Мы просим их подняться на плоскую крышу, чтобы их не увидели и чтобы их вид никого не оскорбил.

Почтение к старшим непривычно для Запада, но в Южной Азии оно понятно всем, потому что оно глубоко укоренилось в их культурах. Стремление к солнечному свету – физическая потребность, потому что тело нуждается в витамине Д, но тем, для кого горячее солнце создает трудности почти весь год и кто намного больше любит тень, трудно понять людей, подставляющих свое тело солнцу. Поэтому нам нужно взглянуть глубже, чтобы узнать о причинах поведения, которое нам кажется оскорбительным.

Почему мы не можем принять людей такими, как они есть, без осуждения? В описании качеств Хальсы – ордена чистых, основаного Гуру Гобиндом Сингхом для защиты дхармы, – Гуру сказал, что критика других  – это одна из тех привычек, от которых член Хальсы должен отказаться в первую очередь. Мы же, наоборот,   обижаемся на такие мелочи, как одежда, которую носит или не носит человек, на громкий голос, которым разговаривают некоторые люди, на музыку, которая нам не нравится, на строгость некоторых людей, с которой они настаивают, чтобы мы выполняли правила, и т.д.

Если посмотреть в более широком масштабе, то можно увидеть, что целые общины людей становятся нетерпимыми к тем, чьи привычки отличаются от их собственных. Сикхи, родившиеся в Индии, но живущие в США и Австралии, стали мишенями для ненависти и преступлений из-за того, что они носят тюрбаны, которые невежественные люди ассоциируют с терроризмом.  Люди выкрикивали оскорбления в их адрес, сравнивая их головные уборы с «подгузниками» и «тряпками», атаковали их и пытались сорвать с них тюрбаны. Разве эти люди знали о том, что Гуру Гобинд Сингх приказал своим ученикам жить в преданности Богу, как аскетам, не отрезая волосы, но убирая их под тюрбан для аккуратности, чтобы, живя в миру, помогать людям. Тюрбан стал символом, отличающих их от других людей, чтобы каждый мог их узнать и обратиться к ним за помощью в трудную минуту.

Нам надо не только узнавать больше о наших культурных различиях, но и учиться воспитывать и укрощать свое эго. Для этого нужна глубокая внутренняя духовная практика. Нам нужно узнавать свои слабости и бороться с ними, а не искать недостатки в других. Нам нужно успокаивать свое эго, чтобы границы между нами не были такими жесткими. Если поведение людей на первый взгляд кажется нам оскорбительным, намного легче поладить с ними, находясь в спокойном состоянии, а не в напряжении, занимая оборонительную позицию.

Более глубокое решение – это принять людей в свои объятия со всеми отличиями, что намного превосходит простую терпимость. Это тоже требует духовной практики и духовного понимания. Все пророки учили нас любить друг друга. Наш учитель Баба Вирса Сингх говорил, что Бог послал нас сюда не для того, чтобы мы осуждали друг друга, Бог послал нас сюда любить друг друга и служить друг другу.

Пятый сикхский Гуру, Гуру Арджун Дэв, сказал:

«Создатель живет в своем творении,

А творение – в Создателе.

Кого мы можем назвать плохим,

Когда нет никого кроме Него? (Гуру Грантх Сахиб, стр. 1381)»

Гуру Грантх Сахиб, универсальное священное писание сикхов, состоящее из гимнов индуистских и мусульманских святых, а также сикхских Гуру, показывает, что мы можем поклоняться Богу в разных формах, а также вне всяких форм, потому что все пути ведут к единому Богу. Мы можем найти в своем сердце место для каждого таким, какой он есть, если мы действительно поймем, что наш Возлюбленный Бог живет в каждом человеке. В наставлении суфийского учителя шейха Фарида из Гуру Грантх Сахиба есть такие трогательные стихи:

«Не произноси неучтивых слов –

Истинный Повелитель живет во всех.