Выступление шейха Мухаммада Али ат-Тасхири, Иран - Генеральный секретарь Всемирной ассоциации по сближению исламских мазхабов

Духовная пища паломника-мусульманина

Выступление шейха Мухаммада Али ат-Тасхири, Иран - Генеральный секретарь Всемирной ассоциации по сближению исламских мазхабов

Вступительная часть:
Для нас приятно на данном форуме представить в кратком виде один из самых прекрасных воспитательных методов в исламе для человечества – большое паломничество, или хадж. Поскольку мы обнаруживаем в нем редкую гармонию и соответствие между совершаемыми деяниями и запретными вещами, между словами и устанавливаемыми условиями, между поминанием и праздником.
Сочетаясь между собой, все это дает нам прекрасный образец воспитательного процесса, который завершается праздником жертвоприношения.
Паломник возвращается на свою родину другим человеком,
Как отмщение за несправедливое и притесняющее начало,
Устремляясь к формированию себя и общества,
Осознавая суть жизни,

и жертвуя ради осуществления поставленных целей,
Да пусть сопутствует ему в этом Аллах!   
Из особенностей человеческой сущности:
Так устроена человеческая сущность, она находится в гармонии, не терпит раздвоения, если даже это происходит, то лишь на определенное время, после чего она вновь устремляется к согласию, каждый раз в том направлении, как того требует ситуация. При этом факторы, которые влияют на положительный исход, оказываются более сильными, чем факторы, обусловливающие негативные последствия. И это естественно. Хотя в некоторых случаях верховенство одерживает негативные тенденции, что также происходит естественным образом. И тогда данный процесс принимает характер, прямо противоположный человеческой природе. И это и есть неоспоримая истина. Попытаемся несколько разъяснить данную мысль, прежде чем перейти непосредственно к вопросу о хадже.
Человек, каким он представляется при подробном рассмотрении, являет собой совокупность врожденных способностей, занимающих широкое пространство в человеческом существовании и включающих в себя основные инстинкты, внутренние убеждения и природную склонность на практическом уровне, а также уникальные способности к размышлению, созерцанию, инициативе и др.
Тем не менее, видится возможным выделить следующие человеческие измерения:
1. Мировоззренческое измерение, которое определяет психологические убеждения.
2. Чувственное измерение, определяющее природные склонности и т.д.
3. Этическое измерение, которое находится на вершине пирамиды человеческой сущности.
Если в свете сказанного выше вернуться к вопросу о человеческой природе с целью ее изучения, то можно обнаружить, что она провозглашает свое сильно стремление в установлению гармонии между данными измерениями с целью установления необходимого равновесия в личности человека.
Гармонично сложенный человек – это тот, чьи мировоззренческие убеждения имеют под собой прочную и крепкую основу, тот, чьи чувства находятся в гармоничном соответствии с данными убеждениями, тот, чье поведение, варьируясь от ситуации к ситуации, созвучно его убеждениями и чувствам, более того, является их точным и логичным завершением.
Ошибочность некоторых установленных принципов:
Глубокая заблужденность, которыми характеризуются некоторые установленные принципы, заключается в том, что они игнорируют ту непреходимую истину, о которой говорилось выше. Они занимают особое пространство в человеческой сущности. Это пространство такого поведения, когда не принимаются во внимание его внутренние позывы. Другими словами, эти принципы формируют социальное пространство, игнорируя его взаимообусловленность с реальной ситуацией, т.е. мировоззрением и чувственным началом. Все это привело к ужасающей деградации, которая постигла последователей этого направления. Они стали жить в полном противоречии, убежденные в правоте своих деяний.
Но истина скоро обнаруживает себя.  И вот мы наблюдаем, как этих людей постигает беспокойство, уничтожая все их естество и смело бросая вызов провозглашаемой ими же цивилизации.
Ислам же, являя собой религию, руководствующуюся реалистическими подходами, твердо верит в эту непреходимую истину. И поэтому главное внимание здесь уделяется именно душе с целью изменить ее с мировоззренческой точки зрения, затем сформировать ее чувственную сторону и, наконец, подвести ее к такому поведению, которое бы гармонично соответствовало данному изменению.
Намерение человека опережает его деяния. Каждый человек получал по заслугам в зависимости от своих намерений. Имеется немало взаимосвязанных высказываний благородного пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), основное содержание которых сводится к мысли о том, что «не бывает слов без деяний и намерений, как не бывает слов и деяний без намерений».
Намерение являет собой глубокое созерцание сущности и наблюдение того, как принципы, касающиеся убеждений, определяют чувственные склонности и переходят в настоящую любовь, которая, в свою очередь, движет всеми уголками человеческой души и в конечно счете формирует соответствующее поведение, основанное на гармоничном сочетании выше упомянутых трех измерений.
Исходя их этой истины, мы можем осознать взаимозависимую связь между убеждением (верой), чувством и деяниями. Эти три составляющие оказывают друг на друга свое позитивное либо негативное воздействие и при этом сами подвергаются подобному воздействию.   
Вера в единого творца определяет поведение в одном направлении, которое внушает спокойствие: «Аллах приводит притчей человека, о котором соучастники препираются, и человека, мирного к другому человеку. Равны ли они в притче?» (Священный Коран, сура «аз-Зуммар»/ «Толпы», аят 29).
Эта вера волнует чувства и разжигает их в одном направлении: «Книгу с сходными, повторяемыми частями, от которой съеживается кожа тех, которые боятся своего Господа, затем смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаха» (Священный Коран, сура «аз-Зуммар»/ «Толпы», аят 23), «О да! Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца» (Священный Коран, сура «ар-Раъд»/ «Гром», аят 28).
Осознанные чувства формируются в душе: так, повелитель правоверных при описании богобоязненных людей говорил: «Если они читали аят, в котором содержалось побуждение к чему-либо, они покорно смирялись перед ним, стремились следовать этому зову и считали его зеницей ока своего; если же они читали аят, в котором содержалось устрашение, они всем сердцем внимали ему и полагали, что это предвестник ада, устрашающий глас которого доносился до их ушей…».
Истина заключается в тесном переплетении веры, убеждения  и чувства. Данная связь настолько сильна, что верующий едва различает, что из них более влияет друг на друга. Так, чувство, склонное к отрицанию, ведет к опровержению веры в Аллаха: «И сочли они ложью и последовали за своими склонностями» (Священный Коран, сура «аль-Камар»/ «Месяц», аят 3). Подобную связь мы обнаруживаем и в отношении деяний.
Вера определяет деяния, поэтому в священном Коране часто встречается такое выражение, как «уверовали они и совершали благие деяния».  
Благие деяния упрочивают веру и олицетворяют ее, в частности, если они сопровождаются большими чувственными пожертвованиями.
Повелитель правоверных (Да будет доволен им Аллах!) в своей книге «Нахдж аль-баляга» («Путь красноречия») говорит: «Мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) и убивали своих отцов, сыновей, братьев и дядей: все это усиливало нашу веру и наполняло смирением, двигало нашими устремлениями, побуждало сносить горечь боли и проявлять рвение в борьбе с врагом…» (проповедь 56).
По мере того, как усиливались страх и старание, крепла вера: «Тем, которым говорили люди: «Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!» - но это только увеличило веру в них» (Священный Коран, сура «аль-Имран»/ «Семейство Имрана», аят 173), «А когда верующие увидали сонмы, они сказали: «Это – то, что обещал нам Аллах а Его посланник. Правдив Аллах Аллах и его Посланник! И увеличило это у них только веру и покорность» (Священный Коран, сура «аль-Ахзаб»/ «Сонмы», аят 22).
Плохие деяния ведут в ослаблению веры: «Потом конец тех, которые творили злое, оказался злом за то, что они объявили ложью знамения Аллаха» (Священный Коран, сура «ар-Рум»/ «Румы», аят 10).
Ислам акцентирует внимание именно на выше указанных трех измерениях:
Тот, кто подвергает рассмотрению представления в исламе, понятия, положения, приводимые аргументы и наставления, обнаруживает, что ислам уделяет внимание всем этим трем измерениям, при этом степень важности и первоочередности каждого из них по оказываемому влиянию различна.
Вера является основой, затем следует чувство и деяния. Поэтому главное внимание уделяется именно убеждению (вере).
Все это в рамках осуществления высшей и совершенной цели человека, с тем, чтобы он мог всегда адаптироваться к любым изменениям, ив любом из трех измерений своего существа мог устремляться к свершению этой цели, которую в исламских текстах называют как «приближение к Аллаху», т.е. к полному абсолютному бытию, «Всевышнему».
Вера и поклонение
По этому поводу аятолла ас-Садр замечает: «Подобно тому, как человек родился, имея возможности к экспериментам в жизни, ключи к успеху в виде зрелости, эффективности и умении адаптироваться, точно так же он в силу своей природы является зависимым от абсолютного начала, поскольку его связь с абсолютным началом есть один из залогов его успеха и средством преодоления проблем на своем цивилизационном пути, как мы видели. И нет более длительного эксперимента, более универсального т глубокого по смыслу, чем опыт веры в жизни человека. Веры, которая была необходимо важным явлением в жизни человека с древнейших времен на всех этапах истории. Эта продолжающаяся социальная привязанность обусловливает практически то обстоятельство, что устремление к абсолютному началу, восхождение к нему сквозь границы, в которых живет человек, есть природная тенденция в человеке, как бы ни отличались проявления данного устремления, как бы ни варьировались его методы и степень его осознания.
Но вера, как и инстинкты, не является залогом претворения связи с абсолютным началом в его праведном виде, потому что это в действительности связано с формами удовлетворения этих инстинктов и путями их использования. Как это касается в случае с каждым отдельно взятым инстинктом, разумное удовлетворение того или иного инстинкта в соответствии с аналогичным обращением с другими инстинктами с целью достижения гармонии между ними, все это определяет конечный интерес для человека. Подобно тому как поведение -  в соответствии с инстинктом или в противодействии ему – развивает данный инстинкт, углубляет его либо наоборот скрывает и уничтожает его. Так, семена милости и жалости погибают в душе человека через плохое поведение, и, наоборот, расцветают в его душе, когда он постоянно на практике сочувствует несчастным, угнетенным и бедным.
Поэтому для того чтобы достичь веры в аллаха, глубокого чувства с целью устремления к потустороннему миру, привязанности к абсолютному началу, необходимо иметь направление, которое бы определяло пути удовлетворения этого чувства, а также выбирать такое поведение, которое бы  углубляло и укрепляло веру таким образом, чтобы оно находилось в соответствии с другими врожденными чувствами в человеке.
Без соответствующего направления это чувство может угаснуть и принять искаженный вид, подобно тому, как произошло на многих этапах истории с теми религиозными чувствами, которые не регулировались.
Без соответствующего глубокого поведения это чувство теряется, после чего связь с абсолютным началом перестает быть действенной истиной в жизни человека, перестает двигать его благими возможностями.
Религия, которая выдвинула своим девизом постулат: «Нет божества, кроме Аллаха», и сочетала в себя одновременно отрицание и утверждение и есть направляющая сила».
Хадж является одним из самых сильных видов поклонения, оказывающих воздействие на душу человека
Тот, кто подвергает рассмотрению прекрасные виды поклонения, может заметить, что они выполняют благую роль в процессе концентрации убеждения и чувственной привязанности, более того они определяют все нормы поведения в соответствии с шариатом. И радует то обстоятельство, что в некоторых текстах хадж называют шариатом. Несколько позже мы представим разъяснение тому.
Хадж представляет собой процесс, в котором гармонично сочетаются различные элементы (действия, запреты, фразы, названия, поминания, место, время, празднество) с целью осуществления ранее упомянутой заветной цели самым лучшим образом.
Важной составляющей данного процесса является «чувство» в двух своих измерениях: осознанность и проявление склонности, которые на каждом шагу наполняют чувство многочисленными смыслами (вера в единого творца, преданность вере, правильная ориентация, жертвенность, раскаяние) и демонстрируют шествие самого ислама с самого начала его возникновения, показывают его величие и единство…
Таким образом, хадж представляет собой божественный призыв к представителям праведного человечества, которых олицетворяют мусульмане, призыв к тем, кто смог найти путь к нему. Среди этих людей – те, кто приблизился к священным землям и получил божественный опыт, питающий их веру и чувства, их практические обязательства с целью концентрировать свою веру, разжечь ее огонь и силу.
Мы можем заметить, как при выполнении этого важного долга переплетаются различные элементы и ритуалы:
1. Действия, важнейшим из которых является:
а) «ихрам»
Процесс снятия мирской одежды и облачения всех в два чистых куска материи принимает в душе мусульманина большой смысл.       
Здесь также следует выделить преданность Всевышнему Аллаху и отрицание всех мнимых представлений, отказ от страстей, и приверженность праведным делам.
Важно и возвращение к природной сущности и отвержение всех элементов дискриминации между представителями единой человеческой нации, подобно тому, как одежда отличает людей.
Подтверждение тому мы находим в условии, которое устанавливается по отношению к одеянию паломника – его не должна касаться игла, а также в условии, предъявляемом женщине – она не должна надевать украшений во время совершения паломничества.
Здесь же можно вести речь о поминании судного дня.
б) «тауаф» («обхождение»), который открывает тайну чувственного мира.
Возвышенное состояние человека – поскольку человек, совершая обход вокруг священного места, видит себя подобным ангелам, которые, как пишет Повелитель правоверных, кружатся вокруг трона Аллаха («Нахдж аль-баляга», с.45).
Ввиду того, что трон является осью, вокруг которой осуществляется движение во вселенной, то Кааба являет собой ось движения Земли по направлению к всевышнему Аллаху. Это ощущение ведет к другому ощущению, обязывающему совершать деяния, это происходит при условии, если кааба в действительности является осью движения. Данное обстоятельство может иметь место лишь в том случае, если вся Земля присоединится к настоящему исламу, будут устранены источники зла и земля уверует в своего господа и веру.
Среди подобных ощущений в соответствии с предыдущим видом порождается элемент привязанности к потустороннему миру, который олицетворяет собой это священное строение, и этот священный камень. Затем в душе человека достигается равновесие между чувственным началом и смыслом, что ведет к претворению одной из основополагающих сущностей мусульманской личности: «мусульмане должны верить в потусторонний мир и совершать молитву».
Также важно указать на единство цели и пути. Обход вокруг каабы символизирует движение вокруг определенной оси. Ось же в данном случае одна, это – Кааба, в то время как оси зла весьма многочисленны (три места проклятия).
Как следует говорить и о старании в деянии с целью сохранения основной исламской оси, тем самым все знамена поднимаются во имя ислама. Подтверждение сказанному мы обнаруживаем в текстах, которые называют Каабу «светом ислама» («Манар аль-ислам»). В этом случае искореняются проявления произвола, насилия и покорения более сильному, на их место заступают значения восстания, движения в сторону широкомасштабного изменения, касающегося мусульман.
в) совершение двукратной молитвы у могилы Ибрахима (да будет над ним мир!)
данное действие означает присоединение к семейству авраамову и его шествию сквозь историю, означает связь с Аллахом. Этот ритуал несет в себе все потребности великой молитвы в дополнение к священности места, о чем будет сказано ниже.
г) бег между холмами Сафа и Марва:
В данном беге мы также обнаруживаем самые прекрасные проявления человеческих чувств, важным из которых являются элементы верного человеческого движения в понимании ислама, заключающиеся в следующем:
1. постоянность движения
2. приложение усилий и стараний, проявление терпения: «Мы сотворили человека в сердце»
3. движение с намерением приблизиться к Аллаху
4. движение в рамках, очертанных Аллахом, и способом, который Аллаха определил
5. следование пути праведников, подражание курсу верующих, приношение в жертву ради осуществления цели.
Все это видится очевидным, если мы будем полагать, подобно тому, что приводится в некоторых текстах, что процесс является отражением большого жертвенного процесса, совершенного матерью Ибрахима (да будет над ним мир!), когда она искала источник утоления жажды для своего дорогого сына, после того как она покорилась воле Аллаха, уготовавшее    й ей пребывание на земле, лишенной растительности и воды.
Иными словами, отправление данного ритуала являет собой провозглашение присоединения к семейству абраамову. В случае же упущения этот ритуал является предупреждением, что тот или иной человек является членом большого семейства, провозглашающего монотеизм и покорность («… вера вашего отца Ибрахима, он тот, который прежде назвал вас мусульманами»).
Таким образом, хадж наполняет чувства человека всеми смыслами сопротивления произволу, имеющему место на земле, подобно тому «кто оспаривал Ибрахима относительно его Господа». А также учит упорству в сопротивлении трудностям, уметь переносить весь пыл вражеского огня на пути осуществления великих целей и установления верховенства шариата на Земле. В таком случае мусульманин вновь станет умой, как это произошло ранее  с Ибрахимом. И подобно тому, как покойный имам Хомейни охарактеризовал аятоллу аль-Бахшати, что он один являет собой умму, потому что он следовал пути Ибрахима.
В этой связи важно также привести слова правдивого имама Али, когда он говорил об одном из положений, касающихся бега (саъй): «Нет на земле более угодного Аллаху места, чем место, где совершается саъй, потому что здесь унижению подвергается всякий тиран». Действительно, презренными становятся тираны там, где устремляется почти босой или босой, на котором нет ничего, кроме двух кусков материи. Более того, иногда эти тираны погребаются в песок и таким образом кружится их мнимое величие и мощь.