Выступление Сухейля Фараха - академика РАО

Духовная культура спасет ли наш мир!

В условиях глубокого кризиса культуры, сопровождающегося сокращением природных ресурсов, экономической нестабильностью, экологи­ческими катастрофами и растущим политическим противостоянием, решение глобальных проблем во многом зависит от результативности диалога культур и цивилизаций.

Ведущая роль в обеспечении продуктивного диалога культур, в поиске эффективных методов совершенствования международных отношений и решении глобальных проблем человечества принадлежит духовной культуре, которой определяются ценности и идеологические установки общества, способы удовлетворения естественных потребностей человеческой жизнедеятельности и стремления людей к сохранению и улучшению своей жизни. Экономика и благосостояние, безопасность жизни, взаимопонимание и доверие, солидарность людей разных национальностей и вероисповедания во многом зависят от приоритетного развития науки и образования, просвещения и воспитания, культуры права и управления. 

С древнейших времен до наших дней высокая духовная культура служила и служит основой жизнеспособности человека, общества и мировой цивилизации, гуманистическим ключом к диалогу, взаимопониманию и согласию, к преодолению политических, экономических и социально-культурных разногласий и конфликтов. В силу этого, актуальной задачей устойчивого развития и гуманитарной безопасности является опережающее развитие интеллектуальной и этической культуры людей при помощи эффективной системы науки, образования и просвещения. Устойчивое развитие требует обеспечения высокой культуры труда, производства и государственного управления, сочетания принципов демократии и меритократии в обществе, гармонизации культур и интересов граждан. 

Развитие духовной культуры общества неразрывно связано с непрерывным культурным совершенствованием человека. Человек является творцом и носителем духовной культуры. Истинным критерием ценности человека является не национальность, не религия, не социальное происхождение, не место рождения, не место проживания и даже не профессия, а его интеллектуальная и нравственная культура, а также результаты деятельности, обусловленные гуманизмом и патриотизмом. Уровень культуры личности определяется такими качествами, как - знание, умение, организованность, нравственность и созидательная деятельность. Исходя из этого, во всем мире, любовь к родине, в первую очередь, должна выражаться в служении каждой страны развитию духовной культуры своих граждан при помощи науки, образования, просвещения и воспитания. Это открывает возможности для формирования культурной идентичности и «духовного родства» между представителями разных наций и религий, представляющих большую ценность для сохранения и развития человечества. 

Анализируя духовную культуру сквозь призму потребностей человека основанная на принципах человеческой гармонии, безопасности, возможности максимального развития способностей и самореализации через гуманистическое преобразование социальных институтов культуры и изменение сознания людей, может и сегодня служить парадигмой для развития духовной культуры и прогрессивных социально-культурных трансформаций в различных обществах. Исходя из этого, актуальной задачей представляется более эффективное использование возможностей духовной культуры, как креативной, преобразующей силы, для сохранения и улучшения человеческой жизни в планетарном масштабе. 

Согласно закону Лейли А. Уайта, «поведение человека изменяется с изменением его культуры». Если мы хотим изменять поведение человека в лучшую сторону, нам необходимо осуществлять аккультурацию и инкультурацию народных масс, приобщая их к стандартам высокой культуры человечества, к знанию истории и практики не только национальной, но и мировой культуры и цивилизации. По-видимому, здесь следует целенаправленно использовать системный подход и методологию дополнительного культурологического образования и просвещения для позитив­ного изменения сознания, мышления и поведения людей. Это позволит способствовать гармонизации культур и интересов различных народов мира.

Хотя в условиях соперничества и конфликтов, быть может, призывы к гуманизму выглядят несколько утопичными, у человечества нет другого пути к спасению, кроме высокой духовной культуры, предполагающей отказ от права силы в международных отношениях, от насильственного навязывания ценностей и порядков одних народов – другим. Никогда не потеряют своего значения такие ценности духовной культуры, как - человечность, справедливость, мудрость и другие добродетели, без которых невозможны позитивные коммуникации между людьми. Духовная культура, как «мягкая сила» все более выступает безальтернативной «терапевтической» основой спасения мира от деструктивных процессов и явлений цивилизации. 

Понимание безальтернативного значения духовной культуры, как фактора спасения, требует объединения людей высокой культуры, в первую очередь, ученых и политиков для формирования солидарности и международной культурной идентичности народов в целях гармоничного, устойчивого и безопасного развития на национальном и глобальном уровне. 

Сегодня хотелось бы выдвинуть актуальный гуманистический лозунг «Культурные люди всех стран объединяйтесь для совместной деятельности в борьбе за выживание и развитие человечества!». В процессе такой деятельности, конвергенция и диффузия, которыми сопровождается сближение культур, не должны рассматриваться как угроза потери национального суверенитета и идентичности государств. Их следует разумно использовать для прогрессивного национального культурогенеза. Это требует единства в понимании смыслов в психологии и системе ценностей, в нравственных принципах и мировоззренческих установках разных народов, а также отказа от антитезы «свой-чужой» и преодоления сверхэгоизма. Такой подход поможет интеграции различных культур, объединению народов и государств на основе общих интересов и целей, при сохранении культурной самобытности каждого из них, обусловленной историческим путем развития, достижениями и ценностями, приоритетами.

При безусловной ценности произведений и мировоззренческих установок известного русского писателя Федора Достоевского, хотел бы заметить, что не «красота», а «культура» спасет мир! Хотя Достоевский имел в виду нравственный мир человека, часть людей понимает слово «красота» дословно. Но ведь из-за красивых женщин и красивых земель, сколько было кровопролитных войн! С другой стороны, спасти мир только нравственным богатством невозможно, поскольку в рамках цивилизации существует множество разрушительных факторов и деструктивных сил, перед которыми нравственность, порою, оказывается беспомощной. Без высокой интеллектуальной культуры невозможно принятие правильных решений, как и невозможна защита культуры и ее завоеваний от дикости, насилия и произвола.  

Вопрос сводится к правильному пониманию духовной культуры, представляющей собой «два крыла». Одним крылом является интеллектуальная культура, другим – нравственная. Если образно представить культуру в виде птицы, становится понятным, что летать с одним крылом птица не может. В то же время, если одно из крыльев недостаточно развито, «полет» будет неполноценным и спонтанным. Неполноценность, обусловленная недостаточностью интеллектуальной культуры, ведет к отсталости. В то же время, неполноценность, связанная с недостаточностью нравственности, нередко ведет к сверхэгоизму, деструктивизму и опасному соперничеству. Каждый народ и каждый человек проникнут заботой о сохранении и улучшении своей жизни. Если человек не обладает интеллектуальной культурой, ему трудно будет заниматься созиданием, принимать правильные решения, и он может оказаться жертвой деструктивных сил. С другой стороны, интеллектуал, лишенный нравственности, может быть опасным для общества и государства. Следовательно, говоря о развитии духовной культуры, следует иметь в виду гармоничное развитие «двух ее крыльев» - интеллектуальной и нравственной культуры. 

Важную роль в прогрессивном развитии общества играют такие сферы духовной культуры, как - культура труда, семьи, права, производства, экологии, а также культура человеческих отношений, ориентированная на выработку гуманизма, доброй воли и эмпатии, солидарности и сотрудничества. Особое место в системе духовной культуры принадлежит, основанной на профессионализме и этике, культуре управления, обеспечивающей рост благосостояния, безопасное развитие и гармонию социальных и экономических отношений. 

Для получения ожидаемых результатов в продуктивном использовании культурных достижений следует, прежде всего, начинать с правильного научного понимания культуры как социального феномена, открывающего видение неограниченных возможностей развития личности, общества и государства. Культура – это знание, добро, развитие и благосостояние, а невежество - это зло и бедность. Необходимо творчески использовать неограниченные преобразовательные возможности культуры для достижения устойчивого развития во всем мире. К сожалению, в наши дни духовная культура нередко понимается лишь в узком смысле, главным образом, как искусство и нормы этики, что приводит к ограниченному использованию ее социального потенциала. Для достижения эффективности социально-культурных трансфор­маций, отвечающих потребностям времени, необходимо, прежде всего, встать на платформу широкого научного понимания культуры, как целостной социальной системы, создаваемой и развиваемой  умом, чувствами и физическим трудом человека, в целях сохранения и улучшения человеческой жизни. 

В сущности, культура каждого общества представляет собой целостную социальную систему человеческой жизнедеятельности, каждая из взаимозависимых частей которой  имеет свою сущность, особенности, миссию, цели, структуру, энергию, вектор движения, историю, достижения и преобразовательные возможности. При безусловной важности экономики, главными движущими силами этой системы, определяющими жизнеспособность общества и конкурентоспособность государства, являются: наука и технологии; образование, просвещение и воспитание. Научное понимание культуры помогает оценить ее роль, как технологического фактора роста благосостояния, как деятельности, направленной на создание эффективных технологий жизни и производства продукции, необходимой для удовлетворения духовных и материальных потребностей людей. В рамках такого видения культуры следует признать, что экономическая культура, как основа благосостояния людей – продукт материализации результатов интеллектуального труда. Развитие экономической культуры в определяющей степени зависит от уровня интеллектуальной культуры - достижений науки, качества образования и просвещения, а также культуры труда и управления.  

Таким образом, правильное понимание феномена культуры как целостной социальной системы, осуществление международных программ изучения истории, достижений и технологий социально-культурного развития разных народов, выработка международной культурной идентичности, культурный обмен и международное сотрудничество – путь к спасению человечества от разрушительных процессов, присущих современной цивилизации. Вместе с тем немаловажную роль в глобальной политике играет аксиологический фактор, предполагающий объективность принимаемых решений. Ибо необъективный подход и несправедливые решения, нарушая гармонию человеческих отношений, наносят непоправимый моральный ущерб культуре общества, стабильности и национальным интересам государства, взаимопониманию, доверию, солидарности и сотрудничеству человечества.